Ортодонтия (Orthodontics) – наука о коррекции зубов.

Ортотропия (Orthotropics) – наука о коррекции роста.

Лицевая ортотропия (Facial orthotropics направление лицевого роста.

London School of Facial Orthotropics – основана в 1983 г, первый учебный центр в мире, изучающий особенности роста лица.

Главной задачей ортодонтов является выравниванием зубов с сохранением или восстановлением полной физиологической работоспособности всего зубочелюстного жевательного аппарата.

В целом ортодонты по всему миру считают, что форма челюстей передаётся по наследству, и что невозможно её изменить надолго.

Некоторые верят в то, что верхнюю челюсть можно расширить, создав место для выравнивания зубов, но практически все со скептицизмом воспринимают возможность того, что нижнюю челюсть также можно заставить расти вперёд.

Orthodon1

В заключение можно добавить, что на самом деле считанные ортодонты действительно до конца понимают весь взаимосвязанный комплекс процессов и сил, которые деформируют зубы.

Наши предки, живя в первично-общинном ладе, в основном имели ровные зубы. Но в современном обществе искривленние зубов уже имеет признаки тенденции и наблюдаются у более чем 90% жителей индустриальных стран. Первые признаки того, что зубы начали скучиваться,  мы видим 50 тыс. лет назад, когда люди начали готовить пищу на огне, организовываться в города. Около 500 лет назад мы начинаем видеть скелетные нарушения соотношений между челюстями.  Как ни странно, современная жизнь влияет на форму и рост челюстей: в некоторых штатах Индии у богатых людей в 5 раз чаще встречается патологически уменьшенный подбородок, чем у малообеспеченных классов населения.

Изначально любой ребёнок имеет все основания для того, чтобы вырасти красивым, но такие вредные привычки, как постоянно открытый рот, сосание большого пальца или языка, неправильное положение языка и неправильное глотание, маленькая жевательная нагрузка приводят к вертикальному типу росту лица. Лица детей могут сильно отличаться от лиц своих родителей. Растущее лицо является очень подвижной и пластичная структурой, и даже незначительное, на первый взгляд, давление на зубы и кость языком или губами могут впоследствии стать причиной значительных деформаций. Наверняка многие хоть раз замечали, как симпатичный ребёнок в процессе роста превращается в негармонично сложенного и некрасивого подростка, но почти никто не может объяснить, почему так происходит.

Цель Ортотропии помочь родителям и врачам распознать момент, когда у ребёнка начинается неправильный рост, и понять, что можно предпринять для того, чтобы не допустить развитие патологии.

        Четыре важнейших фактора, влияющих на развитие челюстей и лица:

Силовое воздействие мышц лица на зубные дуги

Положение языка и правильность акта глотания

Носовое дыхание

Жевательная нагрузка

Всего два основных фактора на 90% определяют, насколько красивым окружающие будут воспринимать наше лицо:

форма лиц родителей,

доминирующий тип роста лица: вертикальный или горизонтальный.

Мы не можем изменить генетически унаследованную форму лица родителей. Но, что касается второго, мы можем его корректировать, и тут ортодонты разделяют 2 типа роста: благоприятный – горизонтальный, и неблагоприятный – вертикальный.

Благоприятный рост

Горизонтальный тип роста ассоциируется с красивой внешностью: правильное взаиморасположение и взаимоотношение челюстей, ровные зубные дуги.

Неблагоприятный рост

Вертикальный тип роста физиологически – не функциональный, образует ротацию нижней челюсти, что как следствие проявляется маленьким подбородком, кривыми зубами, плоским лицом, неровной осанкой.

С эстетической точки зрения – нарушает пропорции лица, делая его как минимум некрасивым, что часто сопряжено с психологическим моментом (комплексами подростков по поводу своей внешности и торчащих зубов).

Orthodon2

Вертикальный рост лица вынуждает челюсть располагаться позади и изменять размеры и конструкцию горла (наклоненная назад голова мешает нормально дышать). Для облегчения дыхания, в свою очередь ребёнок постоянно наклоняет голову назад (попробуйте наклонить голову на дюйм и вы увидите разницу). Для восстановления баланса спины, шея пытается изогнуться вперёд. По мнению остеопатов и физиотерапевтов подобное патологическое искривление всего хребта является одной из причин головных, шейных болей и хронических проблем со спиной.

Orthodon3

Генетически обусловленный объем роста кости мы изменить не можем, мы можем направить этот объем роста в правильное русло (перенаправить из вертикального типа в горизонтальный). У 70% пациентов уже в 5 лет можно точно наблюдать не правильный тип роста.

Ремоделированые кости: резорбция и оппозиция, происходят всю жизнь. Кость меняет свою форму, но не объем!

Привычка держать рот открытым – наверное, самый важный стимулирующий фактор! Постоянно открытый рот располагает к росту лица вниз, что в отдалённом будущем в особо сложных случаях может даже привести к неспособности полностью смыкать губы. Если же держать рот постоянно сомкнутым, то кости челюстей вырастут правильно, лицо будет красивым, а зубы – ровными.

Orthodon4

Мы на самом деле не отдаём себе отчёт в том, что мы держим рот открытым намного дольше, чем нам кажется. Физиологически оптимальным является дыхание носом, поэтому следует его всячески поощрять. К сожалению, до тех пор, пока ребёнок не научится постоянно держать рот сомкнутым, лечение будет длиться очень долго, а проблема всё равно не устранится до конца (с очень большой вероятностью рецидивов). Но в случае успешного достижения правильного роста челюстей – это станет залогом красоты и гармонии лица без необходимости удаления зубов.

        Основные причины открытого рта:

Заложенный нос, который может быть заложенный вследствие:

Аллергий

ОРВИ

ЛОР заболевания с непроходимостью носовых дыхательных путей

Привычка дышать ртом

Слабость околоротовой мускулатуры (попросить пациента посчитать), если пациент смыкает губы, только при произношении звука “М”, это уже признак слабости околоротовой мускулатуры. Также губы должны смыкаться практически после каждого произнесённого слова. Попросите пациента посчитать вслух до 5 и понаблюдайте за расстоянием между губами после слова 5. Не желательно, чтоб расстояние было больше 3 мм, но если оно составляет 7 мм – есть уже серьёзный повод для беспокойства.

Положение языка и правильность акта глотания

Язык при глотании вырабатывает силу около 500 гр. Человек делает не менее 1000 глотков в сутки (давление как минимум 500 кг в сутки!!!!)

Для правильного (горизонтального) роста верхней челюсти, язык должен быть прижат к нёбу. Именно таким образом сила мышц язика поддерживает и выталкивает верхнюю челюсть вперед, заставляя расти её.

Если язык находится внизу, верхняя челюсть будет опускаться вниз и назад. Также при давлении языка на нижние резцы, нижняя челюсть будет выдвигаться вперёд.

Orthodon5

Произношение. Во время произношения почти всех звуков язык в норме находится на нёбе, но если он прокладывается между передними или боковыми зубами, что проявляется при разговоре как шепелявость, то зубы наверняка будут менять своё положение на неправильное. Также в норме губы должны смыкаться практически после каждого произнесённого слова.

Привычки сосать или глотать с прокладыванием языка между зубами, могут так же деформировать зубы и челюсти и даже быть причиной речевых дефектов. Помните о том, что положение зубов прямиком зависит от губ, языка и щёк и что любые неправильные хронические движения могут искривить зубы и, как результат, – изуродовать пропорции лица.

Жевательная нагрузка

Избегание твёрдой пищи многими детьми не даёт развиваться жевательным мышцам и провоцирует вертикальный рост. Подобные плохие привычки формируются уже с того момента, как ребёнка отлучили от груди. До 15 месяцев у ребёнка ещё не выработался правильный рефлекс глотания, они умеют только сосать.  Если их отлучили от груди раньше этого возраста, кормили ложкой, то есть большая вероятность того, что они при глотании будут прокладывать язык между зубами. Мамам это известно не понаслышке, поскольку им при кормлении ребёнка приходится постоянно соскребать кашицеобразную пищу, которая «вылезла» вокруг рта малыша и повторно её вводить вместе с ложкой. Старайтесь приучить ребёнка пережёвывать твёрдую пищу и не кормите их жидкой пищей до того, как они не научатся правильно глотать, но не доходите до крайностей в соблюдении этих правил, потому что переусердствование тоже может привести к обратному эффекту. Также следует помнить, что при кормлении грудью, стимулируется зона между твёрдым и мягким нёбом, именно это влияет на развитие речевых мышц (соска такого эффекта не даст).

КАК РАСПОЗНАТЬ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ РОСТ

Orthodon6Внутриротовые признаки

* Увеличенные дёсна. Очень красиво выглядит улыбка, когда видно весь верхний ряд зубов и около миллиметра-двух десны над ним. Но чем больше десны видно, тем менее привлекательной смотрится улыбка. Если у вашего ребёнка значительную часть от улыбки составляют дёсна – у него выраженный неблагоприятный вертикальный тип роста.

* Где должны находиться зубы? Для того чтобы измерить правильное расположение передних верхних резцов, отмеряйте расстояние от крайней точки кончика носа до верхнего края передних резцов. Идеально, если расстояние составляет 28 мм в 5 лет, и увеличивается на 1 мм с каждым годом до половой зрелости, когда оно должно составлять 36 мм для девочек и 38 – для мальчиков. Средний показатель среди детей в развитых странах на 3-4 мм больше приведённых норм. Если ваше расстояние больше на 5 мм, присутствуют нарушения в росте и расположении зубов и пропорций лица. Если же расстояние больше 8 мм – прямой признак вертикального типа роста и ребёнок будет иметь некрасивое лицо, когда вырастет.

* Пространство. Физиологически обусловлено, что к 5 годам у ребёнка должны образовываться промежутки между зубами. Смена молочных зубов на постоянные происходит с 6 лет, и в случае отсутствия места для их прорезывания, они неизбежно будут расти в вынужденном искривлённом положении. Намного проще скорректировать рост до прорезывания всех зубов путём создания дополнительного необходимого места в кости, чем потом, будучи ограниченным в возможностях и в месте, выравнивать кривые зубные дуги. Скученность. Если у ребёнка к 6 годам наблюдается скученность в передних нижних зубах – как можно быстрее проконсультируйтесь у врача-ортодонта.

Лицевые признаки

Лицо должно расти вперёд (по окружности), тогда все зубы ровные. Если лицо растёт вниз, тогда все зубы скученные.

Чтобы оценить профиль пациента, просим пациента посмотреть в зеркало себе в глаза. Если пациент не смотрит себе в глаза, он всегда компенсирует свой профиль положением головы.

*Степень не смыкания губ показывает на сколько нижняя челюсть смещена вниз.

* Непривлекательные глаза. Если верхняя челюсть растёт не вперёд, а вниз, то глаза оказываются как бы навыкате, и внешний угол глаз будет опущен вниз, придавая лицу грустно-уставшее выражение и открывая непривычно большое количество глазного белка. Нижнее веко будет свисать мешком, вместо того, чтобы плавно переходить в щёку. Контур под веком свидетельствует о том, что глазное яблоко плохо поддерживается костными структурами.

* Щёчна линия – касательная к щеке должна быть параллельной спинке носа.

*Увеличенные щёчные мышцы наблюдаются у пациентов, которые прокладывают язык между зубами.

* Слабый подбородок. Посмотрите на профиль ребёнка и оцените, нравится ли вам положение его подбородка: если ваш ребёнок постоянно держит рот открытым, то подбородок будет двойным и смещённым назад. В то же время, не забываем о том, что подбородочная мышца не должна участвовать в акте глотания. Учим пациента ставить палец на подбородок и контролировать, чтоб в акте глотания он не участвовал.

* Выдающийся вперёд подбородок. Суетливые дети могут страдать от гиперактивного роста нижней челюсти, особенно если у них есть привычка выдвигать её вперёд и играть ею из стороны в сторону. Такой агрессивный рост челюсти очень сложно корректировать, когда ребёнок уже вырос.

Как выйти из ситуации

Самое лучшее время для лечения 6-8 лет. Но это не отменяет того, что лучше в 30 лечиться, чем не лечиться вообще! Да, степень нарушения у младших пациентов, меньше, чем у старших.

Проделывая ежедневно простые упражнения, как например, удерживая губами канцелярскую скрепку или зубочистку длительное время (пока смотрите телевизор, или делаете домашнее задание), делая упражнения для языка с пуговицей, спя ночью в головной шапочке (для выработки носового дыхания ночью), следя за закрытым ртом днём, мы реально сможем помочь челюстям вырасти правильно.

Изменение профиля в следствии изменения позиции языка.
Изменение профиля в следствии изменения позиции языка.

Часто простой аппарат для расширения верхней челюсти способен оказать такой же эффект, как и удаление миндалин: это происходит, потому что носовые ходы, которые по сути тесно связаны и прилегают к верхней челюсти, по мере раскручивания аппарата расширяются вместе с ней, позволяя свободнее дышать. Но критически важно активировать аппарат на пол оборота ежедневно, именно такой режим активации даёт раскрытие серединно – нёбного шва у всех пациентов до завершения пубертатного периода и в 2 из 3-х случаев – после. Первоочередным основанием для этого расширения является улучшение эстетики лица посредством раскрытия шва. Это приводит к тому, что вся верхняя челюсть перемещается вперёд, что обеспечивает явные улучшения эстетики в средней трети лица и долговременную стабильность.

Расширяем верхнюю челюсть на 8 мм по пол оборота в день. Потом 3 мес носим аппарат пассивно. В зависимости от степени патологии можем проводить 2-й и 3-й этапы расширения. В конце носим полгода аппарат на ночь.

Учитываем то, что после 8-ми лет верхняя челюсть уже плотно фиксируется к костям черепа, и например при развитии 3-го класса нужно использовать лицевую маску. (8-9 лет – 10 часов в сутки. В возрасте после 10 лет – 12-14 часов в сутки. Используем в течении 4-4,5 мес во время активации винта).

Но не забываем, что результат лечения уйдёт, если мышцы и язык работают не правильно!

P.S. Факты о красивых лицах:

*Потенциальная склонность совершить преступление наблюдается чаще у некрасивых людей: четыре из пяти подсудимых женщин расценивались как некрасивые.

*Преступники, которые сделали пластическую операцию, намного реже оказываются повторно за решёткой.

*IQ. Люди, которые хорошо выглядят, почему-то считаются более умными. Эту удивительную закономерность можно теоретически объяснить тем, что симпатичные дети в школе получают больше внимания со стороны учителей. Также им намного легче получить хорошую работу, быстрее продвигаться по карьерной лестнице и зарабатывать больше денег.

Упражнение с пуговицей для формирования привычки держать правиль-но  язык при глотании.

Цель: избежать выталкивание языком  зубов и перевести детскую привычку глотания – во взрослую

Взять пуговицу диаметром 25 или 50 копеек.
Привязать к ней нитку длиной 30-40 см, сделать на конце нитки петлю.
Положить пуговицу на нёбо, прижать ее языком.
Начать глотать слюну, не выпуская из-под языка пуговицу.
1-ю неделю глотать 100 раз в день с пуговицей.

Следующие 2 недели глотать слюну по 10 минут 3 раза в день с       пуговицей.

Потом в течение 2-х месяцев – 30 минут в день уже без пуговицы.

Индикаторная линия:
5 лет  – 28 мм
6 лет  – 29 мм
7 лет  – 30 мм
8 лет  – 31 мм
9 лет  – 32 мм
10 лет  – 33 мм
11 лет  – 34 мм
12 лет  – 35 мм
13 лет  – 36 мм
14 лет  – 37 мм
15 лет  – 38 мм

Мальчики – 38 мм
Девочки – 36 мм